АРТ И.Костолевский и М.Филиппов
МЦКИ ФПУ (Октябрьский дворец)
від 100 грн.

Спектакль "АРТ" по пьесе Ясмины Реза – совместный творческий проект Международной конфедерации театральных союзов, Французского культурного центра, Министерства культуры Российской Федерации.
Слово «арт» французское, означает – искусство. Искусство высшего порядка, высшей пробы, что по удачному и, наверное, преднамеренному совпадению обозначено даже самим названием спектакля русско-французского происхождения.
И началось все тоже с Франции, с парижского театра на Елисейских полях «Комеди дэ Шанз Элизе», где три года назад режиссером Патрисом Кербратом была впервые поставлена пьеса «Арт», написанная актрисой и, как оказалось, талантливым драматургом Ясминой Реза, чье имя буквально взорвало театральную жизнь Франции. Пьеса была названа мировой театральной сенсацией, европейским хитом, по популярности она обскакала весь современный драматургический материал, с триумфом прокатилась почти по всем странам Западной Европы, получив титул «лучшей комедии года» и премию Оливье в Англии, три премии Мольера (автору, режиссеру и художнику Эдуарду Логу) у себя на родине и шквал восторгов во время своего триумфального европейского турне. После такого триумфа "Арт" Реза стал поистине всемирным театральным бестселлером. Его ставили в США, Германии, Англии, Израиле и Аргентине. В мае 1997 года в Москве, с благословения самого Жака Ширака, пьеса в постановке Патриса Кербрата, вышла на сцену Малого театра. Столичный бомонд почтил спектакль своим присутствием, язвительная московская пресса отозвалась благожелательными рецензиями. А театралы насладились блистательной игрой мужского триумвирата: Игорь Костолевский, Михаил Филиппов и Михаил Янушкевич. Великолепное партнерство, умение передать нюансы и оттенки чувств, безупречная актерская техника - конечно, все это есть, но присутствует что-то еще, какая-то энергия, не описываемая уравнениями театральных «систем».
Однако московская премьера не прямой перенос на русскую почву французского спектакля, а новая работа - на этом режиссер акцентирует внимание особо. И все же "аромат Парижа" ощущается весьма отчетливо. Сценография по-французски проста и стильна - мужчины, одетые в черные костюмы, играют на фоне абсолютно белых декораций. Режиссура незатейлива и экономна в выразительных средствах: Патрик Кербрат отдает явное предпочтение статическим мизансценам, дающим возможность актерам спокойно и внятно донести до зрителей любопытный, не лишенный занимательности и ненавязчивой философии текст Ясмины Реза.
Спектакль не столько про вкусы (о которых можно и нужно спорить), сколько про мужскую дружбу, которая готова рухнуть из-за того, что один из героев, поклонник современного искусства (Михаил Янушкевич), купил за сумасшедшие деньги картину, где на белом фоне изображены три белые же диагональные полосы. Другой герой, традиционалист, любитель классических норм и правил (Игорь Костолевский), никак не может пережить и этой безумной траты, и того, что друг упрямо продолжает настаивать на своих, конечно же, снобистских воззрениях. Третий, самый трогательный и беззащитный (Михаил Филиппов) безуспешно пытается угодить обоим. Этой нехитрой фабулы вполне хватает, чтобы получился захватывающий, изящный, веселый и умный спектакль.
В центре сюжета - пустяк, анекдотический случай, но спектакль Патриса Кербата совсем не пустяковый. Во-первых, безупречная игра, а во-вторых та самая сердечность, что испокон веку приписывалась исключительно русской театральной традиции, так мило и легко соединилась с типично французской остротой и изяществом. Актеры, отдавшиеся во власть француза — ведут диалог стремительно и легко, словно пинг-понговые шарики перебрасывают, а все вместе производит впечатление заведомой несерьезности и легковесности... Ведь вовсе не об искусствоведческих спорах написана пьеса. А, пожалуй, о том, куда может завести близких людей непримиримость по отношению к иному мнению. Эта тема нам тоже очень близка.