МОНТСЕРРАТ КАБАЛЬЕ
Схоже, що ви трохи не встигли. Щоб завжди бути в курсі всіх подій, підпишіться на нашу розсилку.
Монтсеррат Кабалье (Montserrat Caballe) приезжает с концертом в Киев! Эта великая оперная дива примерила на себя около полторы сотни образов. Она считается национальной гордостью Испании, а перечень ее званий и наград займет много страниц. У нее множество орденов и медалей, а кроме того она получила негласное звание «певицы с золотым сердцем» — благодаря своей широкой благотворительной деятельности в мире. Блестящие роли в операх «Мария Стюарт» и «Лукреция Борджиа», «Тоска» и «Адриана Лекуврер», «Саломея» и многих-многих других…«Ее стиль — это соединение интимности самого акта пения и высоких страстей, праздник сильных и все-таки очень нежных и чистых эмоций. Стиль Кабалье — весь в радостном и безгрешном наслаждении жизнью, музыкой, общением с людьми и природой. Это не значит, что в ее регистре нет трагических нот.» «В самом ее голосе уже заключается обещание рая», - говорят музыкальные критики, добавляя, что во время пения «кажется, что она вся растворяется в звуке».
Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк (таково ее полное имя) появилась на свет 12 апреля 1933 года, в очень бедной семье. Отец в то время работал на предприятии химических удобрений, а мать Анна — везде, где только удавалось найти работу. Родители дали своей дочери имя по названию местной священной горной вершины (там находится монастырь, носящий имя Богоматери, называемой каталонцами святой Марией Монтсеррат). В семье царила беспросветная бедность. Но уже тогда у нее была мечта…. С самого раннего детства Монтсеррат обожала слушать музыку по радио. В 7 лет родители взяли девочку с собой на оперу, и смерть мадам Баттерфляй настолько поразила ее, что всю дорогу из театра домой Монтсеррат проплакала… Слезами, впрочем, дело не закончилось. Она выучила арию главной героини по пластинке и наряду с этим приняла твердое решение стать оперной певицей. И непременно богатой и знаменитой.
В 14 лет Монтсеррат уже брала уроки пения. А вскоре, наряду с этим, начала изучать коммерческую экспертизу…
Совсем тяжело стало, когда заболел отец, да так, что был вынужден уйти с работы. Тогда будущая певица пошла по пути известной оперной героини Кармен и устроилась на фабрику - вышивать носовые платки. Кем она только не работала с тех пор! Закройщицей, продавщицей, швеей. Однако учебы не бросала. Более того, изучала английский и французский.
И неизвестно еще, как сложилась бы ее жизнь, если б не супруги Бельтран Мата — меценаты, страстно желавшие помогать какому-нибудь юному таланту. Супруги выплачивали начинающей певице пособие в 1000 песет, чтобы у нее была возможность продолжить учебу. Благодаря их стараниям Кабалье попала в знаменитую барселонскую консерваторию «Лисео».
Преподавательница-венгерка Эугения Кемени мгновенно оценила, какой алмаз попал ей в руки, и в течение четырех лет тщательно придавала ему огранку. Она преподала своей ученице систему своих дыхательных упражнений, которые та до сих пор проделывает по утрам.
Позже семья Бельтран «направила» талантливую девушку в Италию, к великому баритону Раймундо Торресу, оплатив все расходы.
Первое итальянское прослушивание окончилось неудачей. «Иди домой, выйди замуж, тебе надо заниматься детьми и кухней», — услышала девушка. Но она отличалась упорством, и вскоре оказалась во флорентийском театре «Maggio Fiorentino». Затем последовал контракт с Оперным театром Базеля, потом — Бременский оперный театр.
Настоящее международное признание пришло к певице в 1965 году. Виной тому снова стал случай. Тогда, ей предложили заменить американскую певицу Мэрилин Хорн в нью-йорскском Карнеги-Холле, исполнявшую партию Лукреции Борджиа. Овация в зале длилась больше 20 минут…
На следующий день газета «The New York Times» опубликовала материал с заголовком: «Каллас + Тебальди = Кабалье». Таким образом, Кабалье была причислена к великим мира сего. По странному совпадению этот же год стал последним в театральной карьере Марии Каллас. Будто бы она передала свои полномочия новой звезде.
Судьба Кабалье с тех пор была предрешена: любое ее выступление отмечалось ярким успехом. Публика Большого Колонного зала Кремля и Белого дома Вашингтона, Аудитории Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и Зала Народа в Пекине принимала ее с распростертыми объятиями. Монтсератт выступала с известнейшими дирижерами: Бернстайном, Караяном, Ливайном, Мета, Солти, певцами Хосе Каррерасом, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Мерилин Хорн, Альфредо Краусом…
В 1974 году она исполнила одну из самых блистательных своих партий - партию Нормы. В том же году Кабалье-Норму услышала и Москва — в столицу приехал на гастроли театр «La Scala». В 80-е она начала несколько расширять «жанровую» область своего творчества… Фредди Меркьюри, солист группы «Queen», являлся ярым поклонником ее таланта. При встрече они пропели под фортепьяно всю ночь. Меркьюри написал в честь нее пьесу «Exercises in Free Love», которую она впоследствии исполнила впервые в Лондоне, в присутствии самого певца. Но вершиной их совместного творчества, стал, безусловно, знаменитый хит «Барселона». Позже, в альбом «Друзья на всю жизнь», войдут ее дуэты с Вангелисом, Джонни Холидеем, Лизой Нилссон… Она не раз попадала в различные поп-чарты.
Но главной, конечно, всегда оставалась опера. В ее репертуаре свыше 125 оперных партий. Всего Кабалье записала 40 полных опер.
Кабалье помогала начинающему Хосе Каррерасу, выводя его с собой на сцену в операх «Набукко» и «Лукреции Борджиа». Именно после исполнения партий в этих операх к нему пришел успех. Когда Хосе, много позже, заболел лейкемией, Монтсеррат всячески помогала ему бороться с болезнью и организовала для него концерт на главной площади Барселоны. И то, что певец смог вернуться на сцену, — во многом ее заслуга.
Российские СМИ весьма часто упоминают и творческий союз «Кабалье-Басков». Их знакомство произошло в Санкт-Петербурге в 2000 году. С тех пор Николай Басков причислен к ученикам великой Кабалье. Причем та, по слухам, занимается с ним у себя дома совершенно бесплатно. Время от времени они дают совместные концерты.
Вот такая она разноликая. Женщина, которая говорит: «В жизни ни от чего не надо отказываться. Жизнь — лучший университет в мире».